Абу Али ибн Сина
Абу Али ибн Сина — Биография
Абу Али ибн Сина, также известный как Авиценна, выделяется среди средневековых ученых и философов тем, что оставил обширную автобиографию, дошедшую до наших дней. Этот бесценный отчет о его жизни и достижениях был далее расширен его учеником Аль-Джузджани, предоставив беспрецедентное понимание личного и интеллектуального пути этого замечательного деятеля. С момента своего рождения в 980 году в государстве Саманидов на территории современного Ирана и до лет его становления под руководством своего отца, саманидского администратора, который привил ему глубокую любовь к учебе, ранние годы жизни Авиценны были отмечены исключительным талантом и любознательностью. К 10 годам он уже овладел тонкостями персидской и арабской грамматики, поэтическим искусством и выучил наизусть весь Коран. Несмотря на то, что на своем пути он столкнулся со многими проблемами, непоколебимая преданность Авиценны поиску знаний в конечном итоге сделала его одним из самых влиятельных людей.
В возрасте одиннадцати лет подающий надежды философ и врач отправился в Бухару, чтобы получить фундаментальные знания о фикхе, исламской правовой системе. Под руководством уважаемого ученого Абу Абдаллаха Натили юный Авиценна углубился в сложности логики, философии, небесной механики и пространственных форм. Первоначально Авиценна был учеником, но ненасытная жажда знаний быстро вывела его за пределы учений своего наставника. К четырнадцати годам он отправился в самостоятельное путешествие научных исследований, одновременно погружаясь в работы Аристотеля, начиная с «Метафизики». Позже Авиценна заметил, что именно благодаря разъяснениям аль-Фараби шедевра Аристотеля он получил более глубокое понимание произведений греческого философа.
Интерес Ибн Сины к медицине пробудился в нежном возрасте, и вскоре были признаны его выдающиеся способности врача. В возрасте 16 лет его вызвали лечить эмира Бухары, и он выполнил эту задачу с непревзойденным мастерством и профессионализмом. Благодаря усердному наблюдению и обследованию многочисленных пациентов Ибн Сина оттачивал свои медицинские знания и расширял базу знаний. К 18 годам он уже был известен на всю Бухару как выдающийся ученый и талантливый врач. Два года спустя он отправился в Гургандж, столицу Хорезма, чтобы расширить свои знания и приобрести ценные навыки. Недавно созданная в городе Академия Мамуна, в которой выступали одни из самых известных арабских ученых того времени, оказалась идеальной средой для научного сотрудничества и инноваций. Именно здесь Ибн Сина написал многие из своих основополагающих работ, закрепив за собой репутацию одного из самых выдающихся учёных того времени.
Когда Ибн Сине исполнилось 28 лет, ему предложили должность при дворе султана Махмуда Газневи. Однако он отклонил это предложение, что привело к его бессрочному изгнанию из столицы. Впоследствии он странствовал по Табаристану и Хорасану, внося значительный вклад в области естественных наук и философии. Во время своих поездок он написал множество произведений. После поселения в Хамадане с 1015 по 1024 год Ибн Сина был привлечен к политической деятельности. Тем не менее нестабильные обстоятельства не способствовали его интересам в этой области, и он вернулся к своим областям знаний. В этот период он вылечил эмира Хамадана и был назначен придворным визирем. После кончины эмира Ибн Сина служил правителю Исфахана, в результате чего он был объявлен предателем и приговорен к смертной казни. Однако позже приговор был смягчен. После этого он провел четыре месяца в крепости, затем был освобождён. Абу Али ибн Сина умер в 1037 году, все его вещи были розданы беднякам.
Абу Али ибн Сина и его философия
Ибн Сина, также известный как Авиценна, был выдающимся ученым с незаурядным интеллектом и человеком с ненасытной жаждой знаний. За свою жизнь он создал внушительную коллекцию из более чем 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.
Философия была в центре внимания большей части жизни Ибн Сины. Его основным ориентиром был Аристотель, а его второстепенным наставником был средневековый философ аль-Фараби. Философская идеология Авиценны находилась под сильным влиянием неоплатонизма, школы мысли, возникшей в древней философии между третьим и шестым веками, которая углублялась в концепцию Бога, его отношения с человечеством и миром природы.
Ибн Сина и аль-Фараби признаны родоначальниками восточного перипатетизма, также известного как аристотелизм. Центральным в этой доктрине было представление о Боге как о конечном источнике всех земных благословений и жизни. Авиценна также разработал теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки: высшая (метафизика); средняя (математика); низшая (физика).
В соответствии с основополагающими принципами учения Аристотеля, Авиценна разделил все сущности на две отдельные группы: возможные и необходимые. Первое зависит от второго, а необходимое считается вечным, существующим само по себе. Фундаментальная, совершенно необходимая причина всех вещей была определена философом как Бог. По мнению Авиценны, душа исходит от Бога и представляет собой бессмертную силу, играющую неотъемлемую роль в воскресении человечества. Философ постулировал три категории души, причем третья существует у растений, вторая у животных и первая принадлежит людям, известна как высшая и характеризуется сочетанием черт двух других. Ибн Сина разъяснял единство души и тела, постулируя, что тело, проникнутое разумной душой, превращается в сосуд философской мысли.
Философские убеждения Ибн Сины были сосредоточены на концепции божественного творения и контроля над миром. Это расходилось с аристотелевской мыслью и позже послужило основой для теистических взглядов в исламе. Ибн Сина опроверг представление о том, что мир был создан в определенный момент времени, вместо этого рассматривая его как вневременное продолжение Бога. Его вклад в арабскую философию включал разработку структурированной терминологии и различение сущности и существования. Разум используется для постижения сущности, а опыт открывает существование. Кроме того, Ибн Сина стал пионером доктрины импульса и интуиции как средства доступа к абсолютной истине, которую, по его мнению, можно было достичь посредством интуитивного видения — конечной кульминации познавательных процессов.
Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:
- «Книга исцеления»;
- «Книга знаний»;
- «Книга указаний и наставлений».
Цитаты из них очень известны и не теряют своей актуальности по сей день. Ибн Сина побывал в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал огромный вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных.
Авиценна написал работы по:
- философии, словообразованию, истории, теории литературы;
- врачебному делу, химии и геологии;
- герменевтике Корана.
Важно отметить его вклад в общую медицину и традиционную исламскую медицину. Рассматриваемый дискурс относится к «Канону врачебной науки». Эта основополагающая работа, автором которой является Авиценна, ознаменовала собой переломный момент в области медицины, разъяснив существование мельчайших патогенов, вызывающих заболевания у людей. Кроме того, «Канон» разъяснял различные недуги (включая самые ранние задокументированные признаки язвы желудка и диабета) и соответствующие им средства, как например CAMEL MILK (Верблюжье молоко), которое, по сути является кладезю полезных веществ. Стоит отметить, что Абу Али ибн Сина написал множество научных трактатов в форме стихов, причем его лирические произведения распространялись и на рубаи. Эрудит также питал большой интерес к музыке и даже разработал арифметические модели, способные строить музыкальные композиции — подход, который рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби учёный заложил основы области музыковедения, занимающейся анализом и описанием музыкальных инструментов.
Нельзя отрицать, что Ибн Сина был истинным провидцем, благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его работы актуальны по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки того времени.
В знак признания его вклада, выдающийся ученый и философ отмечен посвящением улиц, площадей и университетов. В честь его наследия воздвигнуты памятники, а его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. Кроме того, литература и кино отдают дань уважения делу его жизни через романы и фильмы.
4 мысли о “Абу Али ибн Сина”
Интересная статья, много позновательного.
Спасибо за отзыв. В нашем Блоге вы, несомненно найдёте ещё много интересного…
Скажите, в этой статье вы упомянули об Абу Абдаллахе Натили, настанике Авиценны. В интернет мало о нём информации. Не могли бы вы подробнее рассказать о нём?
В ближайшем будущем, мы обязательно постараемся рассказать и о нём. Следите за обновлениями в нашем блоге..